(Шамбо) [франц. Denis Chambault] (мирское имя Люсьен; 22.01.1899, Париж - 3.05.1965, там же), архим., настоятель парижской правосл. общины зап. обряда (см. в ст. Западное Православие). Род. в нерелиг. семье. В 1905 г., находясь с матерью-англичанкой в Англии, серьезно заболел, после выздоровления был крещен в Англиканской Церкви. В англ. школе ему были преподаны первые уроки христ. вероучения по англикан. катехизису. В 1913 г. он получил конфирмацию в Англиканской Церкви, после чего регулярно посещал англикан. богослужения (сначала в Англии, затем в Париже). Позже Д. вспоминал, что именно в 14-летнем возрасте он начал осмысленно молиться и «в нем пробудилось чувство предстоящего священства». Стремление Шамбо получить в Англии богословское образование и стать англикан. священником не осуществилось. По возвращении в Париж он стал журналистом, работал в редакции парижской газ. «Пти паризьен», позже перешел в англ. газету «Дейли мейл», где публиковал статьи по искусствоведению. В июле 1922 г. он познакомился с бывш. католич. пресвитером, затем старокатолич. еп. Луи Шарлем Винартом (см. Ириней (Винарт)), основавшим и возглавившим т. н. Католико-Евангелическую Церковь. В том же году Шамбо присоединился к этой Церкви, а в 1925 г. еп. Л. Ш. Винартом был рукоположен во пресвитера. Являясь викарием Винарта, Шамбо совершал богослужения в домовом храме Вознесения Господня в Париже на ул. Севр, 72. С нач. 30-х гг. это помещение использовалось совместно с баптистской общиной.
С кон. 20-х гг. Люсьен Шамбо активно поддерживал стремление Винарта присоединиться к правосл. Церкви. 16 июня 1936 г., после длительных переговоров, проходивших при посредничестве Фотия святителя правосл. братства в Париже, Заместитель Патриаршего Местоблюстителя митр. Сергий (Страгородский, впосл. Патриарх) и Свящ. Синод РПЦ вынесли определение о присоединении группы Винарта к Православию с правом сохранения использовавшихся ими зап. богослужебных чинов и григорианского календаря. После присоединения Винарта к правосл. Церкви в сане пресвитера (позднее принял монашество с именем Ириней и возведен в сан архимандрита) в нач. дек. 1936 г. свящ. Михаилом Бельским Шамбо был присоединен к правосл. Церкви как мирянин и в кон. янв. 1937 г. в Париже рукоположен во диакона, а затем во иерея Виленским и Литовским митр. Елевферием (Богоявленским). После смерти архим. Иринея (Винарта, 3 марта 1937), согласно его завещанию, настоятелем парижской западноправосл. общины стал иерей Л. Шамбо. Использовавшийся в общине чин литургии совмещал элементы рим. Миссала, галликанского обряда и нек-рых заимствований из англикан. «Книги общих молитв». Согласно решению Свящ. Синода РПЦ, в богослужебный чин западноправосл. приходов были внесены изменения в соответствии с правосл. вероучением (использование квасного хлеба, эпиклеза, причащение мирян под двумя видами и ряд др.).
Из-за стесненных материальных условий в общине свящ. Л. Шамбо совмещал пастырское служение с журналистской деятельностью, продолжая сотрудничать с «Дейли мейл». Перед нем. оккупацией Парижа он эвакуировался вместе с редакцией газеты в Бордо, но вскоре принял решение вернуться к приходской деятельности в Париже. В годы войны приходы Московской Патриархии во Франции фактически были лишены епископского окормления. В нояб. 1942 г. произошло предусмотренное митр. Елевферием на этот случай (указ от 31 марта 1939) объединение приходов вост. и зап. обрядов в единое благочиние. 1-м главой объединенного благочиннического совета стал иером. Стефан (Светозаров). Затем на эту должность был избран свящ. Л. Шамбо, однако из-за незнания рус. языка он вскоре отказался от исполнения обязанностей благочинного, заняв должность 1-го его заместителя. С 1942 г. проживал в доме 26 по ул. Аллере, к-рый был нанят настоятелем Трехсвятительского подворья архим. Афанасием (Нечаевым) для тайного крещения евреев.
5 марта 1944 г. иером. Стефаном (Светозаровым) Л. Шамбо был пострижен в монашество по вост. обряду с именем Дионисий, в честь особо почитаемого в Париже сщмч. Дионисия Ареопагита. Д. принял решение жить по монашескому Уставу св. прп. Венедикта Нурсийского. В 1944 г. основал в Париже бенедиктинскую монашескую общину, совершив по западному обряду постриги иноков Владислава Петерфальви с именем Иоанн (25 марта 1944) и Георгия Ламота с именем Бенедикт (15 авг. 1944). Правосл. бенедиктинцы проживали в доме на ул. Аллере, где богослужение совершалось на франц. языке по бенедиктинскому обряду (см. в ст. Орденов монашеских обряды), правосл. чинопоследование которого было утверждено специальной литургической комиссией при совете благочиния. При богослужении использовалось григорианское пение на франц. языке, нек-рые песнопения исполнялись на лат. Община жила гл. обр. за счет своих трудов (педагогическая деятельность, переводы и т. д.). Вместе с тем Д. оставался настоятелем Вознесенского прихода, в к-ром к сент. 1944 г. насчитывалось ок. 100 прихожан. Приходское богослужение до 1945 г. совершалось в домовом храме на ул. Севр. Здесь также продолжали проводить собрания баптисты. На рубеже 1944 и 1945 гг. между правосл. и баптистской общинами сложилась конфликтная ситуация. Баптисты потребовали удалить из храма все атрибуты правосл. культа (кресты, иконы и т. п.). В результате с февр. 1945 г. Д. отказался от попеременного служения с баптистской общиной и перенес Вознесенский приход на ул. Аллере. На 1-м этаже дома оборудовал храм для совершения приходских богослужений по зап. обряду. В доме также проживали члены клира, Д. жил и совершал богослужения до конца своих дней.
В авг. 1945 г. митр. Крутицкий и Коломенский Николай (Ярушевич) во время посещения Парижа в храме Трехсвятительского подворья возвел Д. в сан игумена.
Во 2-й пол. 40-х гг. в Париже сложилось 2 традиции совершения правосл. богослужений по зап. обряду. В окормляемых Д. приходах богослужение совершалось по чину, к-рый, за исключением франц. языка, соответствовал зап. литургической традиции рим. и бенедиктинского обрядов. В то же время во 2-м парижском западноправосл. приходе во имя сщмч. Иринея Лионского, настоятелем к-рого был прот. Евграф Ковалевский (впосл. еп. Иоанн (Нектарий)), использовались совр. реконструкции галликанского обряда, представлявшие собой не всегда удачные компиляции элементов разных литургических традиций (см. Галликанский обряд в православной Церкви). Д. неоднократно отрицательно высказывался в отношении литургических экспериментов прот. Е. Ковалевского, считая недопустимым богослужебное использование научных реконструкций древних обрядов и полагая, что такие нововведения «опасны и могут лишь дискредитировать Церковь» (ГАРФ. Ф. 6991. Оп. 1. Д. 1737. Л. 72).
В 1948 г. Д. посетил Советский Союз, где принял участие в работе комиссии «Экуменическое движение и православная Церковь» на Всеправославном совещании в Москве (см. в ст. Совещания представителей Поместных Православных Церквей). На Пасху 1949 г. указом Патриарха Алексия I возведен в сан архимандрита. В нач. 50-х гг., когда Западноевропейский Экзархат РПЦ переживал тяжелый кризис, в Московской Патриархии обсуждалась возможность рукоположения Д. во епископа и назначения его экзархом, однако принадлежность Д. к зап. обряду и незнание рус. языка заставили священноначалие РПЦ отказаться от этой перспективы.
В 1956 и 1960 гг. Д. в составе делегаций Западноевропейского Экзархата приезжал в СССР, побывал в Москве, Троице-Сергиевой лавре, Владимире, Ленинграде и Киеве. Во 2-й пол. 50-х гг. Д. направил в Московскую Патриархию неск. меморандумов, посвященных положению дел в Западноевропейском Экзархате. Он предлагал активизировать миссионерскую деятельность, создать в Париже группу молодых миссионеров, способных участвовать в собеседованиях с инославными, открыть миссионерскую часовню, в к-рой богослужение совершалось бы по вост. обряду на франц. языке, и школу правосл. иконописи. Однако Совет по делам РПЦ при Совете министров СССР, МИД и Посольство СССР в Париже высказались против реализации этих инициатив.
После назначения в 1963 г. главой Экзархата постоянно проживавшего в Лондоне еп. Антония (Блума) Д. стал возглавлять в Париже заседания Совета Экзархата. Помимо этого он редактировал и издавал «Bulletin Orthodoxe», а также активно занимался благотворительной деятельностью. В доме на ул. Аллере была отдельная комната, в которой хранились продукты, одежда и обувь для раздачи нуждающимся. Ежегодно к Рождеству и Пасхе Д. отправлял десятки посылок с подарками в разные уголки Франции.
Погребен на кладбище в Люминьи (близ Парижа) рядом с могилой матери. После кончины Д. западноправосл. приход прекратил существование.